Планирование во II младшей группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой
(На
основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)
Предлагать
детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое
небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на
землю снежинки и т.п.).
Продолжать
учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть не напрягая мышц и не сжимая
сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в
процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее
всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким
прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого
цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять
знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный),
познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на
подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать
детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты
игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички)
вырезанных воспитателем.
Учить
ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев
листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик дождик,
кап, кап, кап…» и др.).
Учить
изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных
направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый
платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы
(округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и
линий (неваляшка снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать
умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного
предмета (ёлочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая
разнообразные предметы, насекомых и т.п. (в траве ползают жучки и червячки;
колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему
листу.
Основная
литература:
1.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй
младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
– 96 с.
(22 занятия из 35 ≈ 63%)
2.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду:
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. –
М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.
(13 занятий из 35 ≈ 37%)
Количество занятий: 35
К концу года дети
могут:
ü Знать
и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой;
народные игрушки (матрешка дымковская игрушка).
ü Изображать
отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию
сюжеты.
ü Подбирать
цвета, соответствующие изображаемым предметам.
ü Правильно
пользоваться карандашами, фломастерами кистью и красками.
Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во
второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез,
2009. – с. 7 - 9.
Сентябрь
I
неделя
Занятие №1
Тема
занятия:
«Мой весёлый, звонкий мяч…» - рисование предметное, диагностическое.
Программное
содержание: вызвать интерес к рисованию игрушек.
Формировать умение изображать круглые цветные предметы (мяч). Учить замыкать
линию в кольцо, делить круг на две части и раскрашивать, повторяя очертания
нарисованной фигуры. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками.
Развивать глазомер, координацию в системе «глаз – рука».
Предварительная
работа: подвижные
игры и упражнения с мячами (прокатывание, бросание двумя руками снизу и от
груди, передача из рук в руки). Рассматривание и обследование разных мячей для
тактильного ощущения, восприятия формы и цвета.
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 18-19.
Материалы
к занятию: у детей: листы бумаги квадратной
формы разного размера (на выбор) – 15х15, 20х20, 25х25 см; картонные круги для
обследования формы; гуашевые краски (по два цвета для каждого ребенка); кисти,
баночки с водой; салфетки матерчатые для просушивания ворса. У воспитателя:
чистый лист бумаги квадратной формы не менее 25х25 см; пары полукругов для
показа цветосочетаний (синий+красный, синий+жёлтый, зелёный+оранжевый и пр.),
кисть, стакан с водой, салфетка, картонный круг, двуцветные мячи.
II
неделя
Занятие №2
Тема
занятия:
«Идет дождь».
Программное
содержание: учить детей передавать в рисунке
впечатления от окружающей жизни, рисовать короткие штрихи и линии, правильно
держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать.
Предварительная
работа: наблюдения
во время прогулок. Пение песенки про дождь.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с.11 – 12. (Дополнительный
материал по ходу и содержанию занятия см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 50-51.)
Материалы
к занятию: карандаши синего цвета, бумага
размером ½ альбомного листа.
III
неделя
Занятие №3
Тема
занятия:
«Цветные карандаши».
Программное
содержание: учить детей рисовать линии сверху
вниз, стараться проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на
кисть, обмакивать её всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю, промывать
кисть в воде, осушать её лёгким прикосновением к тряпочке. Продолжать знакомить
с цветами. Развивать эстетическое восприятие.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с.13.
Материалы
к занятию: бумага размером ½ альбомного
листа. Краски гуашь четырех цветов (на разные столы двух цветов в разной
комбинации, но красиво сочетающиеся).
IV
неделя
Занятие №4
Тема
занятия:
«Красивый полосатый коврик».
Программное
содержание: учить детей рисовать линии слева
направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть,
тщательно промывать кисть; рисовать другой краской аккуратно, не заходя на те
места, где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знание о
цвете.
Предварительная
работа: уточнять
знания о цветах в дидактических играх. Рассматривать красивые полосатые ткани,
дорожки, платочки.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с.14.
Материалы
к занятию: листы бумаги квадратной формы.
Образцы полосатых ковриков. На каждый стол по две разные, хорошо сочетающиеся
краски; баночки с водой, матерчатые тряпочки, кисточка.
Октябрь
I
неделя
Занятие №5
Тема
занятия:
«Цветные клубочки».
Программное
содержание: учить детей рисовать слитные линии
круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги; правильно держать его; в
процессе рисования использовать карандаши разного цвета.
Предварительная
работа: знакомство
с предметами круглой формы, разными цветами в процессе игр.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 15.
Материалы
к занятию: цветные карандаши или цветные
мелки, альбомный лист бумаги.
II
неделя
Занятие №6
Тема
занятия:
«Колечки».
Программное
содержание: учить детей правильно держать
карандаш, передавать в рисунке округлую форму, отрабатывать кругообразное
движение руки. Учить использовать карандаши разного цвета. Развивать восприятие
цвета. Закреплять знание о цвете.
Предварительная
работа: продолжать знакомство с предметами круглой
формы, разными цветами в процессе игр.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 16.
Материалы
к занятию: цветные карандаши, листы бумаги
круглой формы 20х20 см.
III
неделя
Занятие №7
Тема
занятия:
«Жёлтые листья летят» - рисование декоративное.
Программное
содержание: учить правильно держать кисточку,
обмакивать всем ворсом в краску, снимать лишнюю каплю о край баночки;
изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и обмакивая в
краску по мере надобности. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет.
Развивать эстетическое восприятие. Создать условия для художественного
экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем
смешивания жёлтого с красным; обратить внимание на зависимость величины
нарисованных листочков от размера кисти. Развивать чувство цвета и ритма.
Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в
рисунке свои впечатления.
Предварительная
работа: знакомство
детей с осенними явлениями: листья желтеют и падают, становится пасмурно и
дождливо; люди собирают овощи и фрукты. Чтение художественных произведений,
рассказывание, пение (слушание осенней песенки). Игры с осенними листочками,
составление букетов. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».
Ход
занятия: см.
1. Комарова
Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. –
с.14 - 15. 2. Лыкова И.А. Изобразительная
деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические
рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.
Материалы
к занятию: листы бумаги (1/2 альбомного
листа) голубого цвета, краски гуашевые жёлтого и красного цвета, палитры или
пластиковые крышки для экспериментирования с цветом, кисти двух размеров,
баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые. Красивые осенние листья
разного цвета и размера, собранные на прогулке.
IV
неделя
Занятие №8
Тема
занятия:
«Ягодка за ягодкой» - рисование пальчиками.
Программное
содержание: учить детей создавать ритмические
композиции «Ягодки на кустиках». Показать возможность сочетания изобразительных
техник: рисование веточек цветными
карандашами и ягодок – пальчиками (по выбору). Развивать чувство ритма и
композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений
(представлений) в рисунке.
Предварительная
работа: лепка ягод на занятии по лепке. Рассматривание
изображений ягод на картинках, фотографиях. Дидактическое упражнение «Ягодка за
ягодкой» с целью развития чувства ритма – выкладывание изображений ягод или их
заместителей (кружков разного цвета) в заданном порядке, например: 1) одна
красная – одна зеленая; 2) две красных – одна желтая…
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 30-31.
Материалы
к занятию: у детей: листы бумаги белого или
светло – голубого цвета, гуашевые краски в крышках (2 контрастных цвета –
красный и зеленый), цветные карандаши или фломастеры, салфетки бумажные и
матерчатые. У воспитателя: варианты композиции «Ягодки на кустиках», лист
бумаги белого или голубого цвета, фломастер; фланелеграф или магнитная доска и
набор кружков красного и зеленого цвета.
Ноябрь
I
неделя
Занятие №9
Тема
занятия:
«Град, град!» - рисование ватными палочками.
Программное
содержание: учить детей изображать тучу и град
ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен (пятнышки на
туче – близко друг к другу, град на небе – более редко, с просветами). Показать
взаимосвязь между характером образа и средствами художественно – образной
выразительности. Развивать чувство цвета и ритма.
Предварительная
работа: беседа
о сезонных явлениях природы и разных видах осадков (дождь, снег, град). Чтение
сказки Г. Цыферова «Град» (И.А.Лыкова, с. 48).
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 48-49.
Материалы
к занятию: листы бумаги голубого цвета,
ватные палочки, гуашевые краски синего и белого цвета, салфетки бумажные и матерчатые,
стаканчики с водой. Вариативные образцы для пояснения техники.
II
неделя
Занятие №10
Тема
занятия:
«Красивые воздушные шары».
Программное
содержание: продолжать учить детей рисовать
предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе
изображения использовать карандаши разного цвета. Развивать интерес к
рисованию.
Предварительная
работа: наблюдения
праздничного украшения зала, групповой комнаты.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 18.
Материалы
к занятию: цветные карандаши (вся коробка),
альбомный лист бумаги.
III
неделя
Занятие №11
Тема
занятия:
«Сороконожка в магазине (вежливый разговор)».
Программное
содержание: учить рисовать сложные по форме
изображения на основе волнистых линий, согласовывать пропорции листа бумаги
(фона) и задуманного образа. Развивать способности к восприятию цвета и формы как
основных средств художественной выразительности.
Предварительная
работа: создание
пластических образов сороконожки из бумаги и пластилина. Словарная работа:
уточнение смысла слов «длинный – короткий».
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 58-59.
Материалы
к занятию: длинные листы или бумажные
полосы голубого, жёлтого и светло – зелёного цвета (на выбор детям), краски
гуашевые (красная, желтая, зеленая), кисти, фломастеры (или карандаши),
салфетки бумажные и матерчатые, стаканчики (баночки) с водой.
IV
неделя
Занятие №12
Тема
занятия:
«Полосатые полотенца для лесных зверушек».
Программное
содержание: учить детей рисовать узоры из прямых
и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Показать зависимость узора
(декора) от формы и размеров изделия
(«полотенца»). Совершенствовать технику рисования кистью. Показать варианты
чередований линий по цвету и конфигурации (прямые, волнистые). Развивать
чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному
искусству.
Предварительная
работа: рассматривание
предметов декоративно – прикладного искусства (ковриков, полотенец, салфеток),
первоначальное знакомство с ткачеством и ковроделием. Рассматривание узоров на
бытовых вещах. Дидактическая игра «Сложи узор из полосок». Рисование
сороконожек (на основе волнистых линий разного цвета).
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 62-63.
Материалы
к занятию: удлиненные листы бумаги белого
цвета, гуашевые краски 2-3 цветов, кисти, стаканчики (баночки) с водой,
салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы узоров на прямоугольнике.
Полотенца с красивыми узорами. Верёвка для выставки детских работ и
декоративные прищепки. Баллон для пускания мыльных пузырей.
Декабрь
I
неделя
Занятие №13
Тема
занятия:
«Дерево».
Программное
содержание: учить детей рисовать предмет,
состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в
центре листа бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Обратить внимание детей на то,
что на дереве есть длинные и короткие ветви.
Предварительная
работа: наблюдения
на прогулке, рассматривание изображений деревьев в книгах, на фотографиях.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 22 - 23.
Материалы
к занятию: бумага размером ½ альбомного
листа, цветные карандаши.
II неделя
Занятие №14
Тема
занятия:
«Снежные комочки, большие и маленькие».
Программное
содержание: закреплять умение рисовать предметы
круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания краской не выходя за
контур. Повторять изображение, заполняя свободное пространство листа.
Предварительная
работа: игры
детей на участке со снегом.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 21 - 22.
Материалы
к занятию: лист цветной бумаги размером с
альбомный или немного больше, в зависимости от размера кистей, белая гуашь.
III неделя
Занятие №15
Тема
занятия:
«Серпантин танцует».
Программное
содержание: учить детей свободно проводить линии
различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями в разном их
сочетании), разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого). Раскрепостить
рисующую руку. Совершенствовать технику рисования красками (часто смачивать
кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Развивать чувство цвета и
формы.
Предварительная
работа: рассматривание
открыток и календарей с изображением новогодней ёлки. Дидактические и подвижные
игры с серпантином. Упражнение «кисточка танцует», «линия на прогулке».
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 70-71.
Материалы
к занятию: белые листы бумаги разного
формата и размера; гуашевые краски, фломастеры; кисти, палитры, стаканчики
(баночки) с водой; салфетки бумажные и матерчатые; серпантин разного цвета.
IV неделя
Занятие №16
Тема
занятия:
Рисование по замыслу.
Программное
содержание: вызвать у детей желание рисовать,
задумывать содержание рисунка, заполнять весь лист. Развивать желание рассматривать
готовые рисунки, говорить о них, радоваться им. Воспитывать самостоятельность и
творчество.
Предварительная
работа: наблюдения
на прогулке.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 24.
Материалы
к занятию: альбомный лист тонированной
бумаги неяркого цвета, гуашь белая, зеленая, желтая.
Январь
II
неделя
Занятие №17
Тема
занятия:
«Новогодняя ёлка, украшенная огоньками и шариками».
Программное
содержание: учить детей рисовать предметы,
состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных или наклонных). Учить
создавать в рисунке образ нарядной ёлочки. Учить рисовать ёлочку крупно, во
весь лист; украшать её, используя приёмы примакивания, рисования круглых форм,
линий. Развивать эстетическое восприятие детей. Познакомить с розовым и голубым
цветами. Привлекать внимание детей к рассмотрению рисунков, давая им образную
характеристику. Вызвать чувство радости от красивых рисунков. Продолжать учить
детей пользоваться краской и кистью, промывать кисть.
Предварительная
работа: рассмотреть
елку на участке детского сада, ёлку в групповой комнате, сравнить с другими
деревьями. Участие в новогодних и рождественских праздниках, рассматривание
украшений на ёлке.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 25, 26.
Материалы
к занятию: альбомный лист бумаги, краски –
гуашь тёмно – зелёного, желтого, розового, голубого, белого цветов; кисти 2-х
размеров, салфетка матерчатая, баночка с водой.
III неделя
Занятие №18
Тема
занятия:
«Глянь – баранки, калачи…».
Программное
содержание: вызвать у детей интерес к рисованию
баранок и бубликов. Учить рисовать кольца (бублики, баранки), контрастные по
размеру (диаметру), самостоятельно выбирать кисть: с широким ворсом – для
рисования баранок, с узким ворсом – для рисования бубликов. Упражнять в технике
рисования гуашевыми красками. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз –
рука».
Предварительная
работа: подвижные
игры и упражнения с обручем (прокатывание, бросание двумя руками снизу и от
груди, передача из рук в руки). Рассматривание и обследование колечек пирамидки
разного размера для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета.
Дидактическая игра «Цветные колечки» (развитие восприятия формы, цвета,
величины). Занятия по лепке, рисованию и аппликации на тему «Бублики –
баранки». Совместное рассказывание русской народной потешки (от лица кошки
говорят дети):
- Кисонька – мурысенька,
Где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька – мурысенька,
Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька – мурысенька,
Что из муки пекла?
- Прянички.
- С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна!
Не ешь одна!
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 82-83.
Материалы
к занятию: у детей: листы бумаги на выбор –
светло – голубого, светло – зелёного, розового цвета (для фона), гуашевые
краски жёлтого цвета, кисти 2-х размеров, фломастеры, картонные кольца для
обследования формы, банки с водой, салфетки матерчатые для просушивания ворса.
У воспитателя два квадратных листа бумаги разного размера с нарисованными
кольцами – баранка и бублик.
IV неделя
Занятие №19
Тема
занятия:
«Колобок покатился по дорожке» - рисование сюжетное.
Программное
содержание: учить детей рисовать по мотивам народных
сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и
поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование колобка гуашевыми красками
(цветовое пятно в форме круга или овала), изображение длинной волнистой или
петляющей дорожки фломастерами. Развивать наглядно – образное мышление,
воображение. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о
сказочных героях в изобразительной деятельности.
Предварительная
работа: чтение
русской народной сказки «Колобок», беседа по её содержанию. Рассматривание
изображений животных (иллюстраций в книжке). Создание образа колобка. Рисование
мячика, серпантина, дидактические упражнения с художественным содержанием
«кисточка танцует», «линия на прогулке».
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 86-87.
Материалы
к занятию: удлинённые листы (полосы) бумаги
разного цвета (белого, светло – зеленого, голубого, синего) – на выбор детям,
краски гуашевые, кисти, стаканчики (баночки) с водой, фломастеры или цветные
карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Персонажи кукольного театра к
русской народной сказке «Колобок».
Февраль
I
неделя
Занятие №20
Тема
занятия:
«Снеговик».
Программное
содержание: упражнять детей в рисовании предметов
круглых форм. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из
нескольких частей, закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями
сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти.
Предварительная
работа: лепка
снеговика на прогулке, рассматривание иллюстраций в книгах.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 28.
Материалы
к занятию: бумага тонированная – голубая
(неяркая), серая, гуашь белая, кисточка, баночка с водой, салфетка матерчатая.
II неделя
Занятие №21
Тема
занятия:
«Деревья в снегу».
Программное
содержание: учить передавать в рисунке картину
зимы. Упражнять в рисовании деревьев. Учить располагать на листе несколько
деревьев. Познакомить с новыми художественными материалами (при работе с углем
и мелком). Закреплять умение промывать кисть (при работе с красками). Развивать
эстетическое восприятие.
Предварительная
работа: наблюдения
на прогулках, экскурсиях, рассматривание иллюстраций.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 31.
Материалы
к занятию: ½ альбомного листа (неяркого
голубого или серого цвета), белый мелок и уголь или краски гуашевые
(коричневый, белый цвет).
III неделя
Занятие №22
Тема
занятия:
«Самолёты летят».
Программное
содержание: учить рисовать предметы, состоящие из
нескольких частей. Закреплять умение проводить прямые линии в разном
направлении. Учить передавать образ предмета. Развивать эстетическое
восприятие.
Предварительная
работа: игры,
рассматривание иллюстраций.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 30.
Материалы
к занятию: светло – серая краска, альбомный
лист бумаги светло – голубого тона.
IV неделя
Занятие №23
Тема
занятия:
«Цветы для мамочки (поздравительные открытки)»
- рисование с элементами аппликации.
Программное
содержание: вызвать желание нарисовать картину в подарок
маме на 8-е марта. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде
растений (венчик, стебель, листья). Упражнять в технике рисования гуашевыми
красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер
кисточек. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к
родителям.
Предварительная
работа: составление
коллекции поздравительных открыток. Рассматривание тюльпанов и других весенних
цветов, уточнение представления о внешнем виде (например, у тюльпана яркий
бутон в форме колокольчика или перевёрнутой юбочки, длинный прямой стебель,
длинные листья, лепестки бывают разного цвета). Беседа о мамах и бабушках.
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 106 - 107.
Материалы
к занятию: листы бумаги белого цвета,
сложенные пополам в виде двойной открытки, силуэты ваз (на выбор детям),
цветные карандаши или фломастеры, ватные палочки, гуашевые краски, кисти,
баночки с водой, клей или клеящий карандаш, салфетки бумажные и матерчатые.
Март
I
неделя
Занятие №24
Тема
занятия:
«Светит солнышко».
Программное
содержание: учить передавать в рисунке образ
солнышка, сочетать округлую форму с прямыми линиями. Упражнять в умении
отжимать лишнюю краску о край баночки. Учить дополнять рисунок изображениями,
соответствующими теме. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Предварительная
работа: наблюдения
на прогулке, рассматривание иллюстраций.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 29. (Дополнительный
материал по ходу и содержанию занятия см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 118-119.)
Материалы
к занятию: альбомный лист цветной бумаги
(мягкого голубого или серого тона), гуашь желтая, белая, красная, коричневая,
зеленая, черная; кисти, ватные палочки, фломастеры, баночки с водой, салфетки.
II
неделя
Занятие №25
Тема
занятия:
«Постираем» платочки и полотенца».
Программное
содержание: учить рисовать предметы прямоугольной
и квадратной формы (платочки и полотенца) отдельными вертикальными и
горизонтальными линиями. Познакомить с прямоугольной формой. Вызвать интерес к
украшению нарисованных предметов и созданию композиции на основе линейного
рисунка (белье сушится на веревочке). Развивать наглядно – образное мышление.
Продолжать отрабатывать приемы рисования и закрашивания рисунков цветными
карандашами.
Предварительная
работа: в
играх познакомить детей с предметами прямоугольной формы.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 32-33. (Дополнительный
материал по ходу и содержанию занятия см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 100-101.)
Материалы
к занятию: цветные карандаши, полоска
бумаги размером 10х20 см, с проведенной ниточкой. Верёвка с декоративными
прищепками для организации оригинальной выставки детских рисунков. Салфетки для
обследования формы. Салфетка и полотенце для сравнения.
III неделя
Занятие №26
Тема
занятия:
«Лопатка».
Программное
содержание: учить рисовать предмет, состоящий из
части четырехугольной формы и прямой палочки, правильно передавать его строение
и пропорции. Учить приемам закрашивания в одном направлении. Закрепить умение
промывать кисть и просушивать её.
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 33-34.
Материалы
к занятию: Лопатка. Бумага размером ½
альбомного листа, гуашь красная и желтая; кисточка, баночка с водой, салфетка
матерчатая.
IV неделя
Занятие №27
Тема
занятия:
«Книжки - малышки».
Программное
содержание: учить формообразующим движениям
рисования четырехугольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху
вниз и т. д. (начинать движение можно с любой стороны). Уточнить прием
закрашивания движением руки сверху вниз или слева направо. Развивать
воображение.
Предварительная
работа: рассматривание
книг. Чтение их.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 34.
Материалы
к занятию: ½ альбомного листа, карандаши
разных цветов.
Апрель
I
неделя
Занятие №28
Тема
занятия:
«Скворечник».
Программное
содержание: учить рисовать предмет, состоящий из
прямоугольной формы, круга, прямой крыши, правильно передавать относительную
величину частей предмета. Закреплять приёмы закрашивания.
Предварительная
работа: наблюдение
на прогулке, рассматривание скворечника, уточнение его частей.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 38.
Материалы
к занятию: скворечник (сделанный из
бумаги). Альбомный лист, гуашь зеленая, желтая, коричневая, баночка с водой,
кисточка, салфетка матерчатая.
II
неделя
Занятие №29
Тема
занятия:
«Красивая тележка».
Программное
содержание: учить изображать предмет, состоящий
из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисовании и
закрашивании карандашами. Формировать умение выбирать цвет по своему вкусу,
дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению.
Развивать инициативу, воображение.
Предварительная
работа: игры
в игровом уголке и на прогулке.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 39.
Материалы
к занятию: бумага размером ½ альбомного
листа, цветные карандаши.
III
неделя
Занятие №30
Тема
занятия:
«Божья коровка».
Программное
содержание: учить детей рисовать яркие
выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на
основе зелёного листика, вырезанного воспитателем из бумаги (интеграция
рисования и аппликации). Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные
объекты. Совершенствовать технику рисования красками (повторять изгибы округлой
формы, сочетать два инструмента – кисточку и ватную палочку). Развивать чувство
формы и цвета.
Предварительная
работа: рассматривание
изображений жука «солнышко» (божьей коровки). Чтение потешек и закличек.
Рисование округлых предметов на протяжении учебного года.
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 130 - 131.
Материалы
к занятию: зеленые листики, вырезанные
воспитателем из цветной бумаги (основа для рисунков), краски гуашевые красного
и чёрного цвета, кисточки 2-х размеров, ватные палочки, баночки с водой,
салфетки бумажные и матерчатые. Картинка с изображением божьей коровки.
IV
неделя
Занятие №31
Тема
занятия:
Рисование по замыслу.
Программное
содержание: продолжать формировать умение
самостоятельно определять содержание своего рисунка. Учить приемам рисования
красками. Закреплять знание цветов. Развивать у детей чувство цвета,
эстетическое восприятие.
Предварительная
работа: проведение
игр и наблюдений на прогулке, за подготовкой к празднику, беседы с детьми об
увиденном.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 39-40.
Материалы
к занятию: альбомный лист цветной бумаги
любого мягкого тона (фон может быть у всех разный), краски 5-6 цветов, кисточки
2-х размеров, баночка с водой, салфетки бумажные и матерчатые.
Май
I
неделя
Занятие №32
Тема
занятия:
«Я флажок держу в руке» - рисование предметное.
Программное
содержание: продолжать учить детей рисовать
предметы квадратной и прямоугольной формы. Уточнить представление о
геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажков разной формы по
своему замыслу (прямоугольных, квадратных, полукруглых, треугольных). Развивать
чувство формы и цвета.
Предварительная
работа: рисование
предметов квадратной и прямоугольной формы на занятии «Постираем платочки и
полотенца». Составление ритмических композиций из флажков на занятии по
аппликации «Флажки такие разные». Рассматривание флажков разной формы.
Дидактические игры на развитие чувства ритма и упражнение в составлении узоров
из элементов, чередующихся по цвету и форме. Обследование предметов
прямоугольной и треугольной формы. Уточнение представления о геометрических
фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник). Сериация и классификация
предметов (геометрических фигур) по форме и цвету.
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 134 - 135.
Материалы
к занятию: ½ альбомного листа, гуашевые
краски коричневого, красного, желтого, зеленого цветов, кисточки 2-х размеров,
баночка с водой, салфетки бумажные и матерчатые.
II
неделя
Занятие №33
Тема
занятия:
«Одуванчики в траве».
Программное
содержание: учить передавать в рисунке красоту
цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приёмы рисования красками.
Закреплять умение аккуратно промывать кисть, осушать её о тряпочку. Воспитывать
умение радоваться своим рисункам. Развивать эстетическое восприятие, творческое
воображение.
Предварительная
работа: разучивание
стихотворения Е. Серовой «Одуванчик», рассматривание иллюстраций в детских
книгах, игра на прогулке «Найди такой же цветок».
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 41-42. (Дополнительный
материал по ходу и содержанию занятия см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 140-141.)
Материалы
к занятию: альбомный лист бумаги зеленого
цвета, гуашь желтая, зеленая, кисточки 2-х размеров, ватные палочки, баночка с
водой, салфетки бумажные и матерчатые, фломастеры.
III
неделя
Занятие №34
Тема
занятия:
«Филимоновские игрушки».
Программное
содержание: познакомить детей с филимоновской
игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою
специфику и образную выразительность. Формировать начальное представление о
ремесле игрушечных дел мастеров. Создать условия для творчества детей по
мотивам филимоновской игрушки. Учить рисовать узоры на силуэтах, вырезанных из
бумаги. Дать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.
Предварительная
работа: рассматривание
предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти
красивые вещи создали мастера – народные умельцы. Рассматривание филимоновских
игрушек. Игры – развлечения с народными игрушками.
Ход
занятия: см.
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. –
с. 136 - 139.
Материалы
к занятию: у детей силуэты из бумаги
курочек и петушков, краски гуашевые (цветовая палитра филимоновских игрушек),
тонкие кисти, стаканчики с водой, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя
– филимоновские игрушки, декорация для разыгрывания миниспектакля;
дидактическое пособие с характерными цветосочетаниями и декоративными
элементами.
IV
неделя
Занятие №35
Тема
занятия:
Рисование красками по замыслу.
Программное
содержание: развивать самостоятельность в выборе
темы. Учить вносить в рисунок элементы творчества, отбирать для своего рисунка
нужные краски, пользоваться в работе полученными умениями и навыками.
Ход
занятия: см.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – с. 42-43.
Материалы
к занятию: тонированная бумага, гуашь
красная, белая, голубая, желтая, зеленая; кисточки 2-х размеров, баночка с
водой, салфетки матерчатые и бумажные.
0 коммент.:
Отправить комментарий